Волшебный китайский кораблик

Ю.Н. Демков (1926-2010)


Мой дедушка, врач С.Д. Чечулин, в 1908-1914 гг. заведовал санитарным отделом строившейся Амурской железной дороги и много ездил вдоль границы с Китаем, бывал и в самом Китае. Возможно, что и рецепт изготовления «китайского» кораблика, о котором я здесь пишу, я узнал от него, во всяком случае за всю мою жизнь, ни в России, ни в других странах – в том числе и Японии, где искусство оригами так развито – я не видал таких корабликов, хотя много раз, бывая в гостях, удивлял хозяев его созданием, когда после длительных и довольно тривиальных приготовлений вдруг, – одно движение – и он возникал внезапно, изящный, совершенный, неожиданный, заслуживающий места на полке шкафа, пригодный для плавания по воде, с горящей свечей в центре, может быть разноцветный населенный парой катающихся бумажных кукол и т.п.

И никто никогда не сказал мне, что он видел такой кораблик раньше. Поражает также, как можно было додуматься до такого рецепта, с одной стороны – сравнительно простого, но достаточно глубоко спрятанного в бесконечном разнообразии фигурок оригами. Интересно, что изготовленный кораблик отличался ярко выраженным восточным (китайским?) стилем, хотя никаких действий, специально направленных на создание этого стиля не предпринималось; стиль возникает «сам собой» без всякой специальной подгонки. Наверняка в обширной литературе за сотни лет где-нибудь этот кораблик «выныривал», но его уникальные качества не подчеркивались, и он исчезал, забывался среди тысяч заурядных изобретений.

Между тем, я убежден, что этот кораблик – чудо изобретательности – симбиоза геометрии и искусства, подобного которому я не встречал. По своей неожиданности он сравним с кубиком Рубика. Даже если окажется, что он кому-то хорошо известен, стоит еще раз напомнить о нем, чтобы взрослые и дети могли испытать восторг и удивление, когда из невзрачной куколки возникает волшебная бабочка – имаго – совершенное творение природы. Это чудо – понятие красоты – есть всюду: в раскраске бабочек, цветов, птиц, и в теории простых чисел и в физике, химии – и в оригами – нужно быть только внимательным, настойчивым, упорным, уметь видеть эту красоту драгоценных камней среди россыпей повседневности.

Рецепт.

  • Исходная заготовка – квадратный лист бумаги, не слишком толстой и не слишком тонкой. Желательно, чтобы квадрат был точный, до 1 мм., т.к. погрешности при изготовлении нарастают.
  • Складываем квадрат пополам, параллельно одной из сторон и загибаем углы так, чтобы первоначальные углы сошлись в центре. Получаем уменьшенный квадрат со стороной в √ 2 раз меньше первоначального.
  • Повторяем эту операцию второй раз. Получаем квадрат в 2 раза меньше первоначального.
  • Повторив эту операцию 3-й раз, получим квадрат в 2√ 2 раз меньше первоначального. Так мы сделали заготовку для дальнейших операций.

Заключительные операции.

  • Развернем теперь нашу заготовку, оставив только первые четыре отогнутых угла. Сгибая внутрь четыре угла квадрата, можем получить: а) Две лодки (катамаран), б) Лодку с парусом, в) Вертушку, г) Солонку.
  • Вытаскиваем из одной лодки – за язычок – внутренний борт и загибаем 3 угла. Получаем лодку как бы «с сумкой», половина кошелька. Повторяем операцию со второй лодкой, и получаем кошелек с двумя отделениями.
  • Тянем за боковые стенки кошелька. Он раскрывается - получается коробочка. Отогнем один край: получаем кепку.
  • Самая сложная операция: обе боковые стенки коробки складываем пополам вдоль стенок а), поворачиваем на 90°, получается плоская квадратная фигура, обрамленная рамкой – зеркало б).
  • Сгибаем зеркало пополам (рамкой внутрь) и осторожно тянем согнутые углы в разные стороны. Фигура становится объемной.
  • Расправляем паруса, для устойчивости отгибаем треугольные язычки в днище подставки и кораблик готов!

Есть корпус, паруса, сиденье, фальшборт-аналогия с китайской джонкой.
Ура!
В заключение я хочу поблагодарить Ольгу и Сергея Солнышкиных за помощь при фотографировании и за преодоление моей инертности, которая препятствовала направлению этой статьи в печать десятки лет.