О Марии Ивановне Петрашень

Г.И. Петрашень


Мария Ивановна Петрашень родилась 6 сентября 1906 года в Вологде в семье инженера путей сообщений-типичного представителя творческой русской интеллигенции. Вместе с многочисленными братьями и сестрами она воспитывалась на четких представлениях о "добре и зле" в духе широко понимаемой христианской морали, получила среднее образование, приобрела знание иностранных языков и научилась любить и уважать труд во всех его проявлениях... В атмосфере семьи сформировался ее редкий духовный облик, являвшийся отличительной чертой Марии Ивановны в течение всей ее жизни.

В 1923г. Мария Ивановна поступила на математическое отделение физико-математического факультета Ленинградского университета и (при вынужденном по состоянию здоровья двухгодичном перерыве) закончила его в 1929 г.

Как известно, студенческая жизнь того времени не походила на нынешнюю. Студенты сами решали вопросы, касающиеся посещения тех или иных лекций. И те из них, кто обладал внутренней дисциплиной и уже умел работать самостоятельно, могли почерпнуть сверх программы много дополнительных разнообразных сведений о науке и жизни, крайне полезных для всестороннего развития духовных и творческих сил молодых специалистов. Так, например, студенты-математики посещали знаменитые в ту пору лекции О.Д. Хвольсона по общей физике. Будущие математики и физики задолго до назначенного часа устремлялись в Большую аудиторию занять места на лекциях Е.В. Тарле, блестяще читавшего публичные курсы по истории Первой мировой войны, а также по развитию Европы в эпоху империализма. Помимо этого многие студенты увлекались классической музыкой, циклы еженедельных концертов которой при участии мировых знаменитостей проводились ежегодно в Ленинградской филармонии. Такая обстановка оказалась в высшей степени благоприятной как для развития творческих способностей Марии Ивановны, так и для утверждения ее высоких человеческих идеалов.

После защиты дипломной работы в 1929 г., выполненной под руководством ее учителя В.И. Смирнова (сотрудничество и дружба с которым продолжались в течение всей их жизни), Мария Ивановна была принята на работу в качестве лаборанта-математика в Государственный Оптический институт (ГОИ), руководимый в то время блестящим и разносторонне образованным физиком Д.С. Рождественским. Это был тогда небольшой институт с очень сильным составом сотрудников, уделявших серьезное внимание воспитанию молодых специалистов. Усилиями Д.С. Рождественского в ГОИ была собрана многочисленная группа талантливых молодых ученых, представлявших первое поколение советской интеллигенции, активно выступавших на научном и общественном поприще. Организовывались лаборатории и научные группы. В частности, в 1930 г. в ГОИ была организована группа теоретической спектроскопии, руководство которой было поручено еще молодому, но уже всемирно известному ученому В.А. Фоку. Естественно, что и сотрудниками этой группы стали молодые специалисты, среди которых начали свое приобщение к физике М.Г. Веселов, П.П. Павинский, А.Г. Власов и математик М.И. Петрашень. В 1939 г. Мария Ивановна была приглашена В.И. Смирновым преподавать (по совместительству) на кафедре математики физического факультета Ленинградского университета. Так с кафедрой В.И. Смирнова и группой В.А. Фока оказалась связана вся жизнь Марии Ивановны. Это не только предопределило сферу дальнейших ее научных интересов, но и привело к формированию круга ее друзей-близких по идеалам и восприятию жизни, среди которых одними из первых следует назвать В.И. Смирнова, В.А. Фока, М.Г. Веселова и А.Г. Власова.

Перед самой Великой Отечественной войной Мария Ивановна занималась вопросами, касавшимися усовершенствования методов квантовомеханических расчетов атомных систем. Здесь следует упомянуть о серии статей совместно с В.А. Фоком по численному интегрированию уравнений Хартри-Фока и методу самосогласованного поля, об оригинальных исследованиях полуклассических методов решения уравнения Шредингера, составивших основу кандидатской диссертации Марии Ивановны и получивших признание не только в теории атома, но (уже в послевоенный период) и в широком классе задач на распространение волн, и наконец, о важных результатах, полученных совместно с В.А. Фоком и М.Г. Веселовым, по методу неполного разделения переменных в атомных расчетах. Разразившаяся война прервала эти исследования в момент их подъема, когда перспективы получения дальнейших, еще более существенных результатов, отчетливо уже вырисовывались...

Не задерживаясь на периоде войны с ее ужасами, нечеловеческими лишениями и героикой, скажу лишь, что Марии Ивановне довелось испытать это в осажденном Ленинграде, где она оставалась до весны 1942 г. с группой сотрудников физического факультета ЛГУ, среди которых были и ее товарищи по кафедре: В.И. Крылов и погибший в блокаду Колпаков, - явившие образцы мужества, взаимной поддержки и человеческого достоинства. Воспоминания о добровольцах-соратниках того ужасного времени, окрашенные восхищением, вместе с чувством благодарности за совершенное ими, не покидали Марию Ивановну до последних ее дней.

Будучи эвакуированной из Ленинграда по "дороге жизни" и обосновавшись в Елабуге, где размещалась часть сотрудников ЛГУ, Мария Ивановна совместно с М.Г. Веселовым активно выполняла задания по оборонной тематике, связанные с внешней баллистикой, торпедной стрельбой и с приемом радиоволн самолетами.

В послевоенный период деятельность Марии Ивановны протекала на кафедре математики и математической физики физического факультета ЛГУ, где она состояла сначала доцентом, а затем и профессором. Однако в научном отношении Мария Ивановна по-прежнему оставалась связанной с квантовой механикой. Единственное различие с довоенным периодом заключалось в том, что от расчетов электронных оболочек атомов и молекул она перешла теперь к изучению электронных состояний твердого тела. Все это время она много внимания уделяла преподаванию: читала лекции по анализу и математической физике на втором и третьем курсах физического факультета, проводила спецкурсы и спецсеминары, руководила дипломными работами и много сил отдавала своим аспирантам. Несмотря на сдержанность и внешнюю замкнутость, Мария Ивановна обладала редким даром привлекать своих слушателей-студентов, пробуждая в них интерес к науке, да и не только к науке, а и к чему-то большему, что соприкасается с загадками жизни и поведения "настоящего человека". Поэтому у нее никогда не было недостатка в учениках, из которых можно было отбирать способных и творчески наиболее активных...

В результате этого и формы ее научной деятельности в последние десятилетия претерпели заметные изменения. Она интенсивно работала со своими учениками индивидуально, много сил отдавала организованному ею научному семинару, посвященному вопросам теории твердого тела. Плоды такой деятельности уже оставили след в науке. И этот след несомненно будет углублен и расширен трудами ныне здравствующих ее многочисленных учеников.

Своей многогранной жизнью Мария Ивановна явила яркий пример истинно большого человека, никогда не шедшего на сделки с совестью, талантливого преподавателя и творчески-активного ученого, полного доброжелательности и готовности оказывать помощь всем в ней нуждающимся. Общение с таким человеком обогащало каждого. Одного сознания, что Мария Ивановна не одобрит или осудит, бывало достаточно для многих из нас, чтобы предотвратить нехороший или сомнительный поступок. А сколько добра она явила... Ведь у каждого, кому довелось с ней общаться, случались экстремальные ситуации, в которых совет или помощь Марии Ивановны сыграли существенную роль... Несомненно, что истинно-здоровый научный коллектив не мыслим без подобных людей. И если по велению судьбы из жизни уходят такие люди, то живущие должны активно заботиться о том, чтобы уровень "отсутствия" не опускался ниже своей критической отметки. В этом - одна из перманентных наших задач, которую каждый должен стараться решить, или же способствовать ее решению.

Г.И. Петрашень, 1996.